Версия для слабовидящих
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: Ц Ц Ц

 Безопасность - МОУ "Инженерная школа города Комсомольска-на-Амуре"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Федеральный Реестр "Всероссийская Книга Почёта"

Безопасность

 Информация о военных сборах 2021

Информация о военных сборах 2022

Гражданская оборона:

Памятка 1

Памятка 2

Памятка 3

Памятка 4

 

Использование мобильных устройств:

Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи

Рекомендации по упорядочению использования устройств мобильной связи в образовательных организациях

Документы, регламентирующие процедуру защиты прав несовершеннолетних учащихся.

 

1. Права несовершеннолетних детей

Права несовершеннолетних детей закрепляются в главе 11 Семейного кодекса РФ. Наряду с СК РФ, необходимо выделить Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Отдельно необходимо выделить Конвенцию «О правах ребенка», имеющую огромное значение для семейного права, которая определяет правовое положение ребенка в семье. Конвенция содержит значительное число положений общего, принципиального порядка, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию, и, кроме того, посвящает правам ребенка в семье ряд специальных статей, предопределяющих семейно-правовой статус несовершеннолетнего.

В названной Конвенции дается и определение понятию «ребенок» - ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Аналогичное определение закреплено в п.1 ст.54 СК РФ. Российским гражданским законодательством предусматривается возможность признания ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (например, в случае признания подростка эмансипированным).

Среди основных правомочий несовершеннолетних детей необходимо выделить:

  • право ребенка жить и воспитываться в семье;
  • право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;
  • право ребенка на защиту;
  • право ребенка выражать свое мнение;
  • право ребенка на имя, отчество и фамилию;
  • право на изменение имени и фамилии ребенка;
  • имущественные права ребенка.

Соблюдение и защита перечисленных личных прав ребенка гарантируется государством, которое исходит из интересов и потребностей каждого ребенка.

Одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, закрепленное в ст.54 СК РФ. Рассматриваемое право включает в себя несколько составляющих.

Право ребенка жить и воспитываться в семье заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, поскольку в ней он прежде всего получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, готовится стать полноценным членом общества. За всю историю развития человечества не было выявлено лучшей формы воспитания ребенка, чем воспитание в семье. Поэтому к основным принципам регулирования семейных отношении СК РФ относит приоритет семейного воспитания детей. Даже в отношении ребенка, лишившегося своей семьи, приоритетной формой воспитания является семейная — передача ребенка на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в тех случаях, когда подобное устройство в семью ребенка не представляется возможным, он передается на воспитание в детские учреждения.

Семейное воспитание ребенка предполагает его воспитание в собственной семье, которую составляют прежде всего его родители. В таком случае государство выполняет лишь охранительную функцию, оберегая семью от внешних посягательств. Однако при нарушении прав ребенка в семье возможно применение такого государственного воздействия, как ограничение или лишение родительских прав.

Право знать своих родителей тесным образом связано с правом жить и воспитываться в семье. Согласно ст. 7 Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право знать своих родителей, насколько это возможно. Если ребенок воспитывается в полноценной семье, то не возникает никаких сложностей. Иначе обстоит дело в случае, если ребенок был найден или воспитывается матерью, а отец неизвестен. В подобных ситуациях право ребенка знать своих родителей реализуется путем установления отцовства (материнства) в судебном порядке. Законные представители ребенка, государственные и муниципальные органы, организации, занимающиеся розыском, должны содействовать ребенку в розыске своих родителей.

Право ребенка на заботу со стороны родителей предполагает удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка родителями, обеспечение уважения его человеческого достоинства. Заботой о ребенке считается всемерная поддержка и оказание ему всех видов помощи: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни и т. п.

Право ребенка на совместное проживание со своими родителями также закреплено в п. 2 ст. 54 СК РФ. Этим правом обладает ребенок даже в том случае, если проживает на территории другого государства. В соответствии с п. 2 ст. 10 Конвенции ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.

Исключением из общего правила о праве ребенка на совместное проживание с родителями являются случаи, когда это противоречит интересам ребенка. Например, если родители причиняют вред физическому и психическому здоровью ребенка.

Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 713 от 17 июля 1995 г., устанавливают порядок регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства и по месту пребывания. Так, в соответствии с п. 28 Правил регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей). По достижении подростком возраста 14 лет его регистрация по месту жительства производится на основании паспорта. При этом право ребенка на совместное проживание с родителями сохраняется.

Каждый ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. По сути, это право конкретизирует обобщающее понятие — право ребенка жить и воспитываться в семье.

Данное право корреспондируется с правом и обязанностью родителей воспитывать своих детей. В частности, родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).

Важное значение в становлении личности имеет обеспечение интересов ребенка, под которыми понимается удовлетворение его жизненно важных потребностей. Соблюдение этого права позволяет расти ребенку физически, духовно и психически здоровым, создает возможность для нормального и всестороннего развития его индивидуальных способностей.

Уважение человеческого достоинства ребенка родителями и другими членами семьи также оказывает существенное влияние на развитие полноценной личности. При воспитании ребенка должно исключаться пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение (ч. 1 ст. 65 СК РФ).

В соответствии со ст. 55 СК РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, сестрами, братьями и другими родственниками. Непременным условием полноценного развития ребенка является предоставление ему возможности общения на постоянной основе со своими родственниками. В результате реализации этого права ребенок приобретает первые навыки общения с другими членами общества, учится адекватно воспринимать окружающих.

Право ребенка на общение с родственниками может быть осложнено в силу ряда причин. Наиболее распространенными среди них являются расторжение брака родителей ребенка, признание их брака недействительным. В таких случаях будущее совместное проживание родителей не представляется возможным, а следовательно, ребенок теряет возможность ежедневного общения с одним из своих родителей. Однако это не означает, что ребенок теряет это право. Согласно п. 1 ст. 55 СК РФ в случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них, даже при их проживании в разных государствах. Ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С этой целью государства-участники Конвенции о правах ребенка обязуются уважать право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (п. 2 ст. 10 Конвенции).

Каждый ребенок, в соответствии со ст.57 СК РФ, вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Закон не указывает минимальный возраст ребенка, начиная с которого он обладает этим правом. В ст.12 Конвенции говорится, что “взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка”. Таким образом, ребенок вправе выражать в семье свое мнение с достижением достаточной степени развития для этого. Думается, что отсутствие прямого указания на минимальный возраст ребенка объясняется тем, что степень развития ребенка носит сугубо индивидуальный характер.

С учетом положений ст.12 Конвенции ребенок обладает правом быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего его интересы.

Мнению ребенка придается различное правовое значение в зависимости от его возраста. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, когда это не противоречит его интересам. Это означает, что мнение ребенка будет заслушано и будет учитываться при решении того или иного вопроса, касающегося интересов ребенка. Однако ребенок не обладает в этом возрасте достаточной зрелостью и во избежание нарушения его прав и законных интересов лицо, решающее вопросы, затрагивающие интересы ребенка, вправе не согласиться с мнением ребенка. В таком случае решение должно быть обосновано. Например, при определении судом места жительства ребенка после расторжения брака родителей желание ребенка проживать совместно с родителемнаркоманом может быть не удовлетворено.

В определенных, предусмотренных законом случаях органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. Так, согласие ребенка обязательно:

  • при изменении имени и фамилии ребенка (п. 4 ст. 59 СК РФ);
  • при восстановлении родителей в родительских правах (п. 4 ст. 72 СК РФ);
  • при усыновлении ребенка (п. 1 ст. 132 СК РФ);
  • при изменении имени, отчества и фамилии ребенка в случае его усыновления (п. 4 ст. 134 СК РФ);
  • при записи усыновителей в качестве родителей ребенка (п. 2 ст. 136 СК РФ);
  • при изменении фамилии и имени ребенка в случае отмены усыновления (п. 3 ст. 143СКРФ);
  • при передаче ребенка на воспитание в приемную семью (п. 3 ст. 154 СК РФ).

Указанные ситуации затрагивают важнейшие интересы ребенка и поэтому решение не может быть принято против его желания, даже если желание представляется неразумным и необоснованным.

Имущественные права ребенка регулируются не только семейным, но и гражданским законодательством. В ст.60 СК РФ содержится лишь примерный перечень имущественных прав ребенка, которые можно сгруппировать следующим образом:

  • право ребенка на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
  • право собственности ребенка на полученные им доходы, на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое имущество, приобретенное на его средства.

Каждый ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей (ст.60 СК РФ). Они тратят часть своего заработка или иного дохода на удовлетворение потребности своего ребенка: на питание, одежду, образование, лечение и т. п. Таким образом, родителями исполняется их долг по содержанию ребенка и одновременно обеспечивается право ребенка на получение содержания, составляющее одно из неотъемлемых прав ребенка. Помимо этого, к источникам содержания ребенка относятся причитающиеся ему алименты. Эти средства взыскиваются по суду с родителя, обязанного уплачивать алименты, а при невозможности получения ребенком содержания от своих родителей — с других членов семьи (совершеннолетних братьев, сестер, бабушки, дедушки). Злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей является основанием для лишения родительских прав, а также для привлечения к уголовной ответственности по ст.157 УК РФ. Пенсии и различного рода пособия, причитающиеся несовершеннолетнему по закону, также относятся к источникам содержания ребенка. Согласно п. 1 и 2 ст.56 СК РФ защита прав и законных интересов ребенка может осуществляться несовершеннолетним самостоятельно или через представителей.

Особое место среди положений Семейного кодекса, посвященных имущественным правам ребенка, занимают правила, где проводится граница между его имуществом и имуществом родителей. Пункт 4 ст.60 СК устанавливает ее следующим образом: "Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка". Надо полагать, что такое правило по своей сути антипедагогично, но строго выдержано с точки зрения права. Подобного рода парадоксы иногда неизбежны. Они смягчаются в п.4 ст.60 СК, где сказано: "Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию". Использование в данном контексте термина "дети" означает, что имеются в виду как несовершеннолетние, так и достигшие совершеннолетия члены семьи.

Таким образом, семейное законодательство уделяет имущественным правам ребенка в семье минимум внимания, посвящая им всего лишь одну, но развернутую статью. А Конвенция ООН "О правах ребенка" вообще ограничивается положениями об обязанностях родителей обеспечивать ребенка в пределах своих финансовых возможностей, никакого упоминания о его праве собственности в ней нет. Вместе с тем ст.60 СК не один раз ссылается на гражданское законодательство, тесно соприкасается и с другими отраслями права, что подчеркивает комплексный, сложный характер имущественных прав ребенка, в обеспечении которых не последнее место должно занимать государство.

Законы, гарантирующие права несовершеннолетних:

  • [1] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 августа 1998 г. - №31. - Ст. 3802.
  • [2] Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Сборник международноправовых актов по семейном праву. – М.: Бек. – 1996.
  • [3] Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Кузнецова И.М. – М.: БЕК. – 1999.- с.153.
  • [4] Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Кузнецова И.М. – М.: БЕК. – 1999.- с.156.
  • [5] Сорокин С. Имущественные права ребенка в семье // Российская юстиция. – 2000. - №2. – с.31.

Если ребенок пропал. Что делать?

Когда можно и надо сообщать об исчезновении человека? Не секрет, что во многих отделениях милиции до недавнего времени отказывались принимать заявление, если с момента его пропажи не прошло трое суток. Однако и информация о трех днях, только по прошествии которых якобы можно подавать заявление, устарела. Заместитель начальника департамента уголовного розыска МВД РФ генерал-майор милиции Александр Фролов, который руководит управлением по организации розыска, рассказал, что заявитель сам решает, когда обращаться в милицию. И заявление у него обязаны принять незамедлительно, причем именно в том органе внутренних дел, куда человек обратился. То есть не обязательно по месту жительства, не обязательно по тому адресу, где человек проживал на момент исчезновения. Хотя, конечно, розыск в дальнейшем все равно будет осуществляться тем органом внутренних дел, на территории которого достоверно установлено последнее местонахождение пропавшего.

По словам генерала Фролова, с заявлением может обратиться любой человек или организация.

Заявить о пропаже человека родственники вправе и по телефону. Сотрудники милиции могут приехать домой, в офис или пригласят к себе. Дежурная часть зарегистрирует обращение и выдаст талон-уведомление. Кроме того, на дежурного возложена обязанность организовать первоначальные розыскные мероприятия. После этого заявление передают руководителю органа внутренних дел.

Как правило, требуется информация о последнем местонахождении человека, его образе жизни, связях, обстоятельствах исчезновения, его фотография, особые приметы, наличие у пропавшего мобильного телефона.

Могут выдвигаться розыскные версии в зависимости от того, что произошло и какие обстоятельства предшествовали исчезновению. В том числе обязательно рассматривается и совершение преступления.

Нормативные правовые документы, регулирующие вопросы организации розыска без вести пропавших детей и проведение оперативно-розыскных мероприятий.

1. Федеральный закон от 12.08.1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина.

Одной из основных задач оперативно-розыскной деятельности является осуществление розыска без вести пропавших лиц.

Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения, в том числе о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

2. Приказ МВД РФ от 01.12.2005 г. N 985 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях»

Приказ устанавливает порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.

Так, поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях, ему должен быть присвоен соответствующий регистрационный номер.

Поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел.

Сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи.

Сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства органов внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и направляются начальником органа внутренних дел в дежурную часть для незамедлительной регистрации.

Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, которые действуют в соответствии с требованиями, установленными Законом "О милиции", при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.

Регистрация сообщений о происшествиях осуществляется круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания, в том числе заявление о безвестном исчезновении человека.

При личном обращении заявителя в орган внутренних дел оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю. В талоне уведомлении указываются: сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия дежурного.

Сообщения о происшествиях, за исключением содержащих признаки преступления или административного правонарушения, рассматриваются в срок не более 30 суток.

Проверка сообщения о происшествии, содержащего признаки преступления, осуществляется в срок от 3 до 10 суток.

По результатам рассмотрения сообщения о происшествии принимается одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии, о приобщении к материалам специального номенклатурного дела.

О принятом решении по сообщению о происшествии информируется заявитель. Заявителю разъясняется его право обжаловать принятое решение и порядок обжалования в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Начальник органа внутренних дел несет персональную ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о происшествиях, осуществляет ежедневный контроль за своевременностью, полнотой регистрации и соблюдением сроков разрешения сообщений о происшествиях.

В случае выявления фактов нарушения установленного порядка приема и регистрации сообщений о происшествиях начальник органа внутренних дел принимает безотлагательные меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

3. Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 20.11.1998 г. № 83/36 и МВД РФ от 24.09.1998 г. № 1/19934 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан и розыску лиц, пропавших без вести».

В целях обеспечения конституционных прав граждан, совершенствования работы по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением людей, оптимизации производства розыска, прокурорского надзора за разрешением заявлений и сообщений о без вести пропавших, своевременного выявления признаков преступлений и возбуждения уголовных дел Генеральной прокуратурой и МВД РФ предложено следующее:

1). При поступлении заявления (сообщения) о безвестном исчезновении лица безотлагательно организовывать весь комплекс поисковых и оперативно - розыскных мероприятий.

Исключить необоснованные отказы в приеме заявлений о розыске людей. Подобные заявления должны приниматься и регистрироваться в книгах учета происшествий незамедлительно, при обращении граждан в органы внутренних дел.

Не является основанием для отказа в приеме заявления о розыске отсутствие фотографии пропавшего, небольшой промежуток времени безвестного отсутствия, исчезновение (проживание до исчезновения) лица на территории обслуживания другого органа внутренних дел.

Отсутствие свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего лица и наличие одного из вышеперечисленных признаков являются основанием для возбуждения уголовного дела.

2). Осмотр квартиры, последнего места пребывания разыскиваемого производить с обязательным участием специалиста (эксперта-криминалиста, биолога), осуществляющего изъятие и закрепление фрагментов пальцевых отпечатков, образцов волос, объектов для одорологического исследования и иных предметов, имеющих значение для осуществления розыска и отождествления личности пропавшего.

3). Руководителям горрайорганов брать под личный контроль проверку каждого материала указанной категории, о поступлении заявления письменно информировать надзирающего прокурора.

4). Решения об отказе в возбуждении уголовных дел по заявлениям о безвестном отсутствии граждан должны приниматься только после проведения полной объективной проверки обстоятельств исчезновения и изучения личности разыскиваемого.

5). При возбуждении уголовного дела по заявлению о пропавшем без вести в установленные сроки лицо объявляется в федеральный розыск.

6). В процессе расследования уголовных дел, связанных с гибелью неустановленных лиц, принимать исчерпывающие меры к их опознанию.

7). В случаях, когда в процессе расследования уголовного дела, возбужденного по факту безвестного отсутствия лица, получены убедительные доказательства, свидетельствующие о том, что пропавший без вести не стал жертвой преступления, уголовное дело подлежит прекращению за отсутствием события преступления. При наличии необходимых оснований для дальнейшего осуществления розыска заводится розыскное дело.

4. Закон Российской Федерации «О милиции».

Одной из основных задач криминальной милиции является организация и осуществление розыска без вести пропавших и иных лиц.

Сотрудники милиции имеют право проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать, что они находятся в розыске, использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для установления обстоятельств преступлений, для розыска лиц, без вести пропавших.

5. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В соответствии со ст. ст. 21 и 23:

- подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск;

- подразделения криминальной милиции органов внутренних дел принимают участие в розыске несовершеннолетних, без вести пропавших, совершивших побеги из учреждений уголовноисполнительной системы или самовольно ушедших из семей, специальных учебновоспитательных учреждений или центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

6. Приказ МВД РФ от 26 мая 2000 г. N 569 «Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел».

В подразделениях по делам несовершеннолетних должны находиться списки несовершеннолетних, находящихся в розыске.

7. Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г. N 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции».

Участковый обязан устанавливать доверительные отношения с гражданами с целью получения информации, способствующей розыску преступников и лиц, пропавших без вести, выявлять на административном участке по приметам и другим данным лиц, объявленных в розыск, устанав- ливать через родственников и знакомых разыскиваемых лиц, если они ранее проживали на административном участке, сведения, имеющие значение для их розыска.

8. Приказ МВД РФ от 18 января 1993 г. N 17 «О мерах по совершенствованию организации патрульно-постовой службы».

Сотрудники ППС обязаны выявлять по приметам путем личного сыска в районе маршрута патрулирования (поста) лиц без вести пропавших и других разыскиваемых лиц, уделяя особое внимание местам массового скопления граждан.

На постах ППС и у милиционеров ППС, патрулирующих территорию, должны иметься в наличии списки лиц, находящихся в розыске, фотографии разыскиваемых с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения и особых примет.

9. Постановление Правительства Хабаровского края от 14 августа 2009 года № 257-пр «О порядке признания ребенка нуждающимся в помощи государства» (вступило в силу 01.01.2010 года).

П.2. Ребенком, нуждающимся в помощи государства, признаётся ребенок, родители которого (иные законные представители) которого не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним, а также ребенок, интересы родителей которого вошли в противоречие с интересами ребенка.

П.5. Для признания ребенка нуждающимся в помощи государства органы и организации, организующие либо осуществляющие в соответствии с законодательством защиту прав и законных интересов детей, профилактическую и реабилитационную работу с ребенком и его семьей, выявившие ребенка, находящегося в социально опасном положении, обращаются в орган опеки и попечительства с ходатайством о необходимости признания данного ребенка нуждающимся в помощи государства.

П.12. При установлении факта непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства принимает меры по обеспечению его защиты в соответствии с действующим законодательством.

Существует зависимость между жестоким обращением с ребенком в семье, его бегством из дома и совершением им правонарушений. Кроме того, причинами самовольных уходов детей могут стать личностные особенности ребенка, школьная дезадаптация, воздействие асоциально ориентированной неформальной среды, причины социально-демографического характера.

Жестокое обращение с ребенком в семье включает в себя:

- физическое насилие - систематическое проявление физического насилия к ребенку или к родственникам ребенка в его присутствии);

- отсутствие заботы - лишение ребенка питания, обуви, одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного его психофизическими потребностями, лишение сна, отдыха, нарушение санитарных правил и норм, невыполнение рекомендаций и предписаний врача по его лечению, отказ от оказания необходимой медицинской помощи;

- сексуальное насилие.

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ИЛИ СИСТЕМАТИЧЕСКИ ПРОПУСКАЮЩИХ ПО НЕУВАЖИТЕЛЬНЫМ ПРИЧИНАМ ЗАНЯТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Одним из основных направлений работы органов и учреждений образования является выявление и учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия. Задача каждого образовательного учреждения обеспечить права всех граждан на получение среднего (полного) общего образования, сохранить контингент обучающихся до окончания ими образовательного учреждения.

Своевременное выявление причины прогулов, терпеливая, настойчивая работа с трудными детьми, умение найти к ним индивидуальный педагогический подход, не допустить их отторжения от школы, разрешить проблемы конфликтов с одноклассниками являются большим вкладом в дело профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и залогом эффективности правового воспитания учащихся.

Пропуски уроков способствуют возникновению трудностей у школьников в освоении учебных дисциплин, последующего нежелания учиться, а также постепенному прекращению посещения несовершеннолетними государственного образовательного учреждения. Однако нежелание учиться скорее следствие, чем причина.

Неуважительные причины, как показывает практика, разнообразны: бродяжничество, напряженные отношения с одноклассниками, педагогами, родителями, соблазнительные салоны компьютерных клубов, чувство одиночества и ненужности дома и в школе, препятствие или уклонение родителей от своих обязанностей, выбытие с родителями без школьных документов и многие др.

1. Общие положения

1.1. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Семейным кодексом, Кодексом РФ об административных правонарушениях, другими нормативно-правовыми актами государственные образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования:

- выявляют несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в государственных образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими среднего (полного) общего образования;

- ведут учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в государственных образовательных учреждениях;

- выявляют причины и условия, способствующие пропуску занятий по неуважительным причинам;

- осуществляют ведение документации по учету и движению обучающихся и своевременно информируют органы управления образования и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о детях, прекративших или уклоняющихся от обучения;

- осуществляют меры по возвращению детей в школы, способствуют определению статуса ребенка.

1.2. В Инструкции применяются следующие понятия:

Прогульщик - это ученик, который преднамеренно избегает школу без разрешения.

Учет в образовательном учреждении детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, - это система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающего и семьи, которая направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих пропуску занятий в образовательном учреждении.

2. Организация работы по учету детей в государственных образовательных учреждениях

2.1. Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный руководитель, социальный педагог и заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В случае выявления пропуска занятий и/или отдельных уроков классный руководитель выясняет причины отсутствия у обучающегося, его родителей (законных представителей). Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители не знали об этом, следует предупредить их о необходимости усиления контроля за поведением ребенка и посещаемостью школьных занятий.

Помимо беседы классного руководителя рекомендуется провести индивидуальную консультацию с психологом, социальным педагогом и принять все надлежащие меры для устранения причины прогулов. При этом необходимо взаимодействовать с родителями для совместных усилий по устранению выявленных причин.

2.2. Если родители должным образом не отреагировали на информацию о прогулах, а учащийся продолжает прогуливать занятия, необходимо посетить такого ученика на дому, при необходимости совместно с представителями КДН и ЗП округа. Посещение поможет выяснить условия проживания его в семье, отношение к нему родителей (законных представителей) и причину отсутствия в школе, а также определить, не оказался ли ребенок (его семья) в социально опасном положении и какие надлежит принять меры. Посещение на дому следует оформить актом обследования жилищных условий.

Если известно, что родители злоупотребляют алкогольными напитками, наркотиками, склонны к асоциальному поведению, следует пригласить для посещения такой семьи сотрудника КДН и ЗП или инспектора ОДН УВД.

В случае если не удалось установить контакт с родителями, а соседи по дому (товарищи по школе) ничего не знают о месте нахождения семьи, следует обратиться в подразделение по делам несовершеннолетних (ОДН УВД по месту жительства учащегося) для установления нахождения учащегося и его родителей.

2.3. Если родители не принимают надлежащих мер для возвращения ребенка в школу, следует предупредить их в письменной форме об административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного общего образования (ст. 63 ч. 2 Семейного кодекса РФ, ст. 52 ч. 2 Закона РФ "Об образовании").

2.4. В случае когда работа с ребенком и родителями не дала должных результатов и несовершеннолетний без уважительных причин продолжает не посещать занятия, обучающего следует поставить на внутришкольный учет для проведения с ним индивидуальной профилактической работы и осуществления более жесткого контроля.

2.5. В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию и получению образования такого учащегося, следует подробно в письменном виде проинформировать КДН и ЗП, ГОМ, отделы защиты прав несовершеннолетних.

В случае если родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, необходимо в письменном виде проинформировать подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (пункт 1 ст. 21 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

2.6. В целях обеспечения реализации права граждан на получение среднего (полного) общего образования, повышения ответственности государственных образовательных учреждений за полный охват детей и подростков общим образованием и сохранение контингента обучающихся образовательное учреждение обязано осуществлять ведение документации по учету и движению учащихся.

Очень важно, чтобы ребенок не "потерялся" между двумя школами, уйдя из одной и так и не попав в другую. При переводе ребенка из одной школы в другую принимающая школа обязана подтвердить письменно свое согласие о его зачислении. В этом случае контроль за продолжением обучения несовершеннолетнего возлагается на администрацию принимающего образовательного учреждения.

3. Основания для постановки на школьный учет, на учет в окружную и городскую комиссии по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования

3.1. На школьный учет (занесение в школьный банк данных) ставится обучающийся за неоднократные, систематические пропуски учебных занятий, а также за длительное непосещение образовательного учреждения без уважительной причины.

3.2. На каждого несовершеннолетнего, систематически пропускающего или длительное время не посещающего учебные занятия в образовательном учреждении, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом) заводится карта "Учет несовершеннолетнего, не посещающего учебные занятия по неуважительной причине".

3.3. В карту учета заносятся сведения о несовершеннолетнем и его условиях проживания, об индивидуально-профилактической работе с несовершеннолетним, о мерах, принятых образовательным учреждением.

3.4. Сведения об обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательном учреждении, предоставляются в окружной, городской отделы образования не позднее 25-го числа каждого месяца.

3.5. Информация, полученная из учреждений образования, о детях, длительное время не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательном учреждении, отрабатывается образовательным учреждением то того момента, пока ученик не приступает к занятиям стабильно.

3.6. Руководители образовательных учреждений и окружного отдела образования несут в соответствии с действующим законодательством ответственность за достоверность сведений о несовершеннолетних, не обучающихся или прекративших по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.

4. Организация ведения профилактической работы

4.1. Ответственность за полный охват детей и подростков обязательным средним (полным) общим образованием и сохранение контингентов обучающихся до окончания ими образовательного учреждения, а также явку детей на учебные занятия возложена на органы государственной власти и местного самоуправления города.

4.2. При планировании профилактической работы необходимо учесть, что согласно ст. 9, 14 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" образовательное учреждение обязано информировать учреждения и органы системы профилактики в соответствии с их компетенцией о выявленном случае и причинах непосещения обучающимся занятий, а также о принятых школой мерах.

4.3. Количество обращений школы в органы и учреждения системы профилактики в целях получения помощи и принятия мер в отношении родителей, возвращения несовершеннолетнего к обучению не ограничено.

При этом следует запрашивать письменные ответы.

4.4. При необходимости перевода несовершеннолетнего в вечернюю школу (классы), учреждение начального (среднего) профессионального образования необходимо направить в Окружную КДН и ЗП, в отдел образования округа ходатайство с приложением ряда документов.

4.5. Со всеми обучающимися, находящимися в школьном банке данных, проводится индивидуально-профилактическая работа, направленная на предупреждение или уменьшение общей вероятности появления пропусков уроков:

- постоянный, ежедневный контроль и учет за посещаемостью обучающихся;

- организация психолого-социальной службой школы индивидуальной и групповой работы с обучающимися и их родителями по преодолению причин пропусков учебных занятий;

- организация индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебных программ; ликвидация пробелов в знаниях обучающихся;

- своевременное и незамедлительное информирование учреждений и органов системы профилактики о несовершеннолетних, злостно уклоняющихся от обучения, не посещающих учебные занятия, а также на родителей, препятствующих обучению или уклоняющихся от воспитания и обучения своих детей (статья 9 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

5. Меры по предотвращению пропусков занятий без уважительных причин

5.1. Своевременное реагирование на прогулы школьных занятий является необходимым условием для успешной работы по выполнению законодательства об обязательном получении несовершеннолетними среднего (полного) общего образования.

Ни один случай пропуска без уважительной причины отдельных предметов или одного дня занятия нельзя оставлять без внимания. К ученикам, допускающим прогулы занятий, следует относиться с повышенным вниманием, не ограничиваясь только контролем за успеваемостью, необходимо всеми возможными способами устранить условия и причины срывов в его поведении и прекращения прогулов.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игротеках, на рынках, вокзалах. В погоне за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству и стать добычей преступной среды.

5.2. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики прогулов занятий. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого что он не усваивает программу дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке.

5.3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковая работа - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее заинтересованности в посещении школы и формированию законопослушного поведения.

5.4. При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. Зачастую к такой работе следует привлекать психолога, специалиста по социальной защите, использовать опыт работы психолого-педагогических центров для нормализации отношений в конфликтных семьях.

5.5. Работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, необходимо строить в тесном контакте со специалистами КДН и ЗП, инспекторами ОДН УВД, органами опеки и попечительства, родительской общественностью и др.

Однако, даже самая добросовестная работа в запущенных случаях не всегда бывает успешной. Вот почему своевременное реагирование на пропуски занятий без уважительных причин и другие предупредительные меры прогулов будут намного эффективнее.





Наши сетевые партнеры:


Полезные ссылки:


Контакты
681010, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Вокзальная, 39
+7(4217)20-15-00
Email:
Администратор сайта: Исаечкина Анна Александровна,
Форма обратной связи

Карта сайта


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?